Нарушения при осуществлении особо крупных госзакупок

Счетная палата РФ в соответствии с Планом работы на 2013 год провела контрольное мероприятие «Проверка эффективности мер по обеспечению закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд по контрактам на сумму свыше 1 млрд руб., подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета», сообщает пресс-служба Счетной Палаты.  За период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года государственные заказчики заключили 458 особо крупных контрактов на общую сумму 1,5 трлн руб., подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
 Проверка показала: большинство особо крупных контрактов заключается и реализуется в «серой» зоне правоприменительной практики и закупочных технологий. Более 70% контрактов (в количественном и стоимостном выражениях) размещается вне конкурентных процедур посредством заключения договора с единственным поставщиком.
 Счетная палата установила многочисленные нарушения заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов РФ, требований законодательства РФ в сфере размещения заказов и защиты конкуренции, иных норм. Собранные факты свидетельствуют о наличии в сегменте особо крупных закупок повышенных рисков для бюджета РФ, а также условий для недобросовестного исполнения заказчиками и подрядчиками (исполнителями, поставщиками) своих полномочий.
 Результаты контрольного мероприятия подтверждают необходимость принятия системных мер, соразмерных масштабу и условиям заключаемых особо крупных контрактов и выявленным нарушениям при их размещении.
 Как указывает Счетная палата, новый закон о контрактной системе определил особенности закупок малых объемов. В то же время заказчикам предоставлено право размещать особо крупные (сложные и долгосрочные) контракты на общих основаниях с простыми, регулярными и краткосрочными поставками товаров с функционирующих рынков.
 Представляется целесообразным до вступления с 1 января 2014 года в действие Федерального закона № 44-ФЗ внести в него изменения, направленные на устранение пробелов правового регулирования, а именно – установить дополнительные требования к заказчикам, размещающим особо крупные контракты, к типовым условиям особо крупных контрактов, а также особенности процедур планирования, заключения и исполнения особо крупных контрактов, их мониторинга, контроля и аудита эффективности. Одной из предлагаемых мер станет также доработка Порядка общественного обсуждения особо крупных закупок. Проверка выявила высокий, но пока не реализованный потенциал этого нового инструмента. Соответствующие предложения Счетная палата РФ подготовила и направила в Правительство РФ.