Основы государственно-частного партнерства — ГЧП

Как сообщила газета «Экономика и жизнь», Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ подготовил ко второму чтению поправки в законопроект «Об основах государственно-частного партнерства» (ГЧП).
 Данный законопроект должен определить основы государственного регулирования, полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации соглашений государственно-частного партнерства, а также установить гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.
 Напомним, что этот очень важный для строительного сообщества документ был разработан Минэкономразвития России в соответствии с поручениями Правительства РФ. Затем в марте этого года законопроект о ГЧП был внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Его поддержал бюджетный комитет, который, правда, отметил необходимость доработки законопроекта. Например, было предложено при доработке документа ко второму чтению определить особенности порядка обложения налогом на доходы физических лиц доходов частного партнера – индивидуального предпринимателя. Комитет также посчитал целесообразным рассмотреть вопрос о дополнении законопроекта нормами, касающимися особенностей налогообложения имущества, полученного по соглашению о ГЧП. Кроме того, эксперты высказались за то, что рассмотрение поправок в часть вторую Налогового кодекса должно осуществляться в рамках рассмотрения проекта федерального закона, относящегося к сфере законодательства о налогах и сборах.
 Если говорить проще, редакция закона, которую приняли в первом чтении, создавала лазейки для недобросовестных участников ГЧП и чиновников. Например, за счет маскировки госзакупок под соглашения о государственно-частном партнерстве, что выводило бы их под действия законодательства о госзакупках, а значит и из-под всякого контроля. К тому же, при исходных формулировках был риск вывода государственных активов за бесценок под видом контрактов ГЧП.
 Сейчас на рассмотрение Госдумы РФ выносятся два пакета поправок. Первый, который подготовил экспертный совет по общественному контролю за соблюдением требований федерального законодательства в сфере государственных закупок, призван обеспечить реальную ответственность и конкуренцию при заключении соглашений ГЧП. То есть закрыть лазейки, позволяющие выводить государственные активы или обходить контрольные процедуры при госзакупках. Второй пакет призван привести законопроект в соответствие с Бюджетным кодексом и гражданским законодательством.
 Благодаря этим поправкам теперь для строительного сообщества будет понятно, какие именно объекты могут являться объектами ГЧП. Кроме того, законопроект подробно прописывает обязательства публичного и частного партнера. И как считают эксперты, важнейшая поправка – новая глава законопроекта о порядке заключения соглашения о ГЧП. Единый для всех, прозрачный механизм минимизирует вероятность проведения «карманных конкурсов» с заранее определенным победителем, а значит и коррупцию.
 Крупнейшими проектами, реализованными на основе ГЧП являются Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург.