Перечень видов работ по строительству пора менять

Астериски создали условия к недобросовестной конкуренции и нарушению законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса России виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или компаниями, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В настоящее время Перечень этих видов работ утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2012 г. № 624 (далее — Приказ, Перечень). Однако действующий Приказ не учитывает последние изменения законодательства и содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, а также положения, вводящие избыточные административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.

Рассмотрим подробнее положения Приказа, которые необходимо менять.

1. Появление знаков «*» (далее – Астериск), которыми отмечены отдельные виды работ в Перечне, не достигло поставленных целей, а только вводит в заблуждение потребителей строительных работ.

Астериском отмечены виды и группы видов работ, требующие получения свидетельства о допуске только в случае выполнения таких работ на опасных и особо сложных объектах. Одной из основных целей введения Астериска было предоставление возможности субъектам малого бизнеса выполнять отдельные виды строительных работ без каких-либо дополнительных документов и разрешений, в том числе свидетельства о допуске.

Однако цели, которые ставились органами государственной власти при включении в Перечень знаков, полностью не достигнуты.Введение знаков привело только к ограничению конкуренции в строительстве. Для подавляющего количества строительных организаций работы, отмеченные Астериском, являются сопутствующими к работам, в отношении которых свидетельство о допуске получено.

Виды работ, отмеченные Астериском (1/6 часть от общего количества видов работ раздела III Перечня),по сути, никем не контролируются. Между тем анализ аварий, произошедших в строительстве, с момента введения в действие приказа Минрегиона России № 624, показал, что около 30% всех несчастных случаев при строительстве происходит именно при выполнении этих видов работ, при общем снижении качества их выполнения.

Бесконтрольность и безнадзорность за деятельностью организаций, выполняющих работы, отмеченные Астериском, снизила у большинства таких компаний заинтересованность в наличии квалифицированных кадров, стремление к совершенствованию и освоению новых технологий. Основная их задача — минимизация затрат при осуществлении работ.

Кроме того, сложилась парадоксальная ситуация, когда при законодательной правомочности привлечения к выполнению видов работ, отмеченных в Перечне Астериском, организаций без разрешительных документов, заказчик требует наличия свидетельства. Более того, нередко наличие свидетельства является даже условием участия в государственных и муниципальных торгах. При этом заказчика не интересует, кем выдано свидетельство. На данном этапе развития рынка заказчик нередко не видит разницы между хорошо оснащенной компанией с квалифицированным персоналом и «вольными бригадами».

Вышесказанное касается, в том числе, лиц, осуществляющих малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство.

Это привело к тому, что на строительном рынке активно стали создаваться саморегулируемые организации с добровольным членством, выдающие свидетельства о допуске, аналогичные свидетельствам, выдаваемым в силу требований ГрадКодекса. Наименование работ в таких свидетельствах в точности совпадает по написанию с видами работ Приказа № 624.

Только в строительной сфере создано более 20 саморегулируемых организаций с добровольным членством, объединяющих в себя около 3000 строительных фирм. На торгах члены таких организаций снижают цену контракта до непозволительно низких размеров и при этом не несут ответственности за низкое качество выполненных работ.

Примером здесь может служить обращение прокурора Московского района г. Калининграда в суд по вопросу неправомерной деятельности Некоммерческого партнерства «Департамент развития и защиты малого и среднего бизнеса в области пожарной безопасности». Решением Московского районного суда г. Калининграда от 5сентября 2012 г. этому некоммерческому партнерству запрещено выдавать свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ.

На практике имеют место и иные подобные случаи.

2. Введение Астерисков в Перечне привело к ограничению конкуренции в строительстве.

Организации, получившие свидетельства о допуске в силу закона, вынуждены нести финансовую нагрузку гораздо выше, чем организации, выполняющие работы без каких-либо разрешительных документов и документов, подтверждающих квалификацию работников, ответственных за выполнение строительных работ. Примером могут служить работы по устройству кровель и фасадов, отмеченные в Перечне Астериском.

Крыши и фасады являются важными конструктивными элементами здания или сооружения, обеспечивающие его долговечность и безопасность, поэтому проектировать и выполнять такие работы должны компании, обладающие не только необходимым оборудованием, знаниями, но и квалифицированным персоналом. Это особенно актуально в связи с событиями последних лет, когда обрушения крыш и неправильно выполненные фасадные работы, в том числе работы по устройству навесных фасадов, становились причиной гибели людей и существенных финансовых потерь.

Это побудило компании профессионалов малого и среднего бизнеса, специализирующихся на проектировании и устройстве крыш и фасадов, на производстве материалов, объединяться в Союзы и Ассоциации.

Главная цель — объединить усилия активных участников профильного направления рынка для выработки и ввода в действие технических и организационных нормативных документов, обеспечивающих современные и понятные условия конкуренции и повышающих качество и безопасность зданий и сооружений.

По мнению представителей Ассоциаций и Союзов, отмена Астерисков в Перечне будет стимулировать представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих работы на всех объектах, кроме объектов малоэтажного строительства, к развитию применения новых материалов и технологий в строительстве, а также создаст реальное преимущество в конкурентной борьбе с недобросовестными подрядчиками.

Отсутствие единых требований к предпринимателям одной отрасли, выполняющим одинаковые виды работ, но при этом несущим различные организационные затраты и затраты на обеспечение коллективной ответственности, говорит о нарушении нормы части 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации, декларирующей равенство всех перед законом и судом.

Кроме того, при выполнении видов работ, входящих в группу видов работ «№ 13. Устройство кровли», обозначенных Астериском, добросовестные компании получают свидетельство к виду работ «№ 12.9.Гидроизоляция строительных конструкций». Данный вид работ, наряду с теплоизоляцией, в соответствии с правилами выполнения работ относится к скрытым видам работ и оформляется актом при приемке кровельных работ.

Складывается парадоксальная ситуация, когда законодательство не требует получения свидетельства о допуске на кровельные работы, однако фактически выполнять весь комплекс таких работ без свидетельства невозможно.

Это приводит к тому, что недобросовестные заказчики при заключении договора указывают лишь один вид работ — «Устройство кровли», хотя по факту выполняется комплекс работ, в том числе работы, требующие получение свидетельства о допуске.

Аналогичное положение складывается и при выполнении фасадных работ. Кроме того, специализированные организации, выполняющие фасадные работы, несут затраты на разработку новых технологий и материалов для выполнения фасадных работ, которые потом используются недобросовестными организациями без соответствующих прав на это.

Таким образом, Астериски создали условия к недобросовестной конкуренции и нарушению законодательства о градостроительной деятельности.

ПРЕДЛАГАЕМ исключить из Перечня знаки Астериск полностью.

Кроме того, предлагаем сформулировать виды работ, исходя из направления деятельности строительных компаний: «Устройство фасадных систем теплоизоляции и облицовка фасадов зданий:

1. Устройство навесных фасадных систем с воздушным зазором;

2. Устройство навесных светопрозрачных фасадных систем, светопрозрачных зенитных фонарей и атриумов;

3. Устройство фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями;

4. Облицовка фасадов зданий натуральным и искусственным камнем».

Формируя таким образом группу, мы, во-первых, выделяем работы, оказывающие влияние на безопасность зданий и сооружений, —это устройство светопрозрачных фасадных систем, в том числе зенитные фонари и атриумы.

Во-вторых, даем право строительной компании получить свидетельство о допуске только к тем видам работ, которые она выполняет и имеет для выполнения таких работ квалифицированный персонал.

В-третьих, даем возможность получить свидетельство о допуске к одному виду работ Перечня, в состав которого включен комплекс технологически связанных работ, выполняемых одной строительной компанией.

Алексей СУРОВ — зам. директора Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей

Анна СОРОКОУМОВА — главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей