Развитие системы топографического мониторинга

28 июня 2013 г в Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) состоялось совещание по вопросу развития системы топографического мониторинга на территории Российской Федерации.

В работе совещания принимали участие 35 представителей ведущих отраслевых ассоциаций, научных и производственных объединений (в том числе НОСТРОЙ, НОИЗ, НАМИКС, РСС, «Роскартография», «Кредо-Диалог», «НИПЦ «Природа» и др.), а также органов власти ряда субъектов Российской Федерации. Были рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы актуализации геодезических, топографических и картографических материалов, осуществления их мониторинга в РФ, а также возможности решения существующих проблем в рамках проекта «Территориальный топографический мониторинг Российской Федерации», предложенного Агентством.

Национальное объединение изыскателей (НОИЗ) на совещании представлял заместитель руководителя департамента по техническому регулированию Станислав Городецкий. В своем выступлении он выразил общую поддержку данной инициативы Агентства и готовность участвовать в совместной работе над проектом будущего программного документа, который предусматривает реализацию целого комплекса давно назревших законодательных решений. Кроме этого было указано на необходимость взаимодействия в данном вопросе с государственными структурами, заинтересованными в получении актуальной информации о состоянии городских поселений и территорий, в том числе в целях градостроительного планирования.

В ходе совещания было отмечено, что в ходе работы над проектом эксперты Агентства выявили наличие целого ряда существенных системных проблем при создании, ведении и использовании топографических планов населенных пунктов крупного масштаба. В результате реформ 90-х годов в государственных системах управления, приватизации и реорганизации государственных предприятий и учреждений, часть топографических и картографических материалов оказалось утерянной, другая значительная часть находится в неактуальном разрозненном состоянии. Ведение имеющихся топографических планов осуществляется с использованием устаревших технологий, создающих препятствия для их актуализации и включения в общую систему инфраструктуры пространственных данных.

Необходимость скорейшего решения этих проблем связана с возрастающей востребованностью крупномасштабных топографических планов населенных пунктов. В настоящее время происходит активное освоение жилых и промышленных территорий РФ. При отсутствии системы актуализации данных это неизбежно приводит к быстрому устареванию карт и планов крупного масштаба, отражающих городскую и промышленную застройку. Соответственно, использование устаревших или ложных сведений имеет глубокие негативные последствия в виде нарушения прав землевладельцев, нарушения требований государственной и технической безопасности, требований охраны окружающей среды, нарушения интересов населения, а также лиц, занятых освоением территорий, инвесторов и застройщиков, которые в дальнейшем будут нарастать.

В ходе обсуждения было отмечено, что Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р, ставит цели повышения актуальности и доступности для всех потребителей карт и планов, создаваемых и обновляемых государством за счет внедрения новых процедур и технологий актуализации и распространения пространственных данных. Вместе с тем, несмотря на особую важность обновления информационных систем, содержащих картографический и топографический материал, существующая нормативно-правовая база и действующие институты управления в области актуализации карт и планов не позволяют осуществить это в полной мере.

Информационные ресурсы в настоящее время в большей степени ориентированы на накопление материала, чем на его оперативное обновление. Внесение изменений и дополнений в топографический и картографический материал не имеет последовательного регулирования. Поэтому системный подход к отслеживанию актуальности карт и планов, а также к оперативному внесению в них изменений на сегодняшний день в нашей стране фактически отсутствует. Отдельные попытки решить эти проблемы были предприняты на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления. Однако, ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления не обладают достаточными полномочиями в данной области. Таким образом, отсутствие системного подхода в данном вопросе будет в дальнейшем негативным образом отражаться на решении задач по модернизации экономики, и являться определенным сдерживающим фактором в решении вопроса по обеспечению населения доступным жильем. В этой связи поднимается вопрос о необходимости принятия организационных мер, формирования механизмов и институтов государственного управления, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей поддержание топографического и картографического материалов в актуальном состоянии.

Обеспечение участников градостроительной деятельности актуальной и достоверной картографо-геодезической информацией будет содействовать повышению безопасности строительной деятельности. Предлагаемая технология использования дежурного топографического плана позволит существенно сократить затраты и сроки, повысить качество информации при осуществлении процесса «изыскания — проектирование — строительство эксплуатация» участниками градостроительной деятельности, тем самым повысив эффективность инвестиций в развитие территорий. Кроме того, развитие топографического мониторинга будет способствовать масштабному перспективному развитию территорий, в том числе при подготовке градостроительных планов.

Идея разработки и формирования инструментов территориального топографического мониторинга поддерживается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.