Что такое СРО?

О том, что такое СРО можно догадаться, исходя из полного
названия «саморегулируемая организация». И, действительно, эта организация
производит контроль своих членов самостоятельно, как бы изнутри. Пользуясь
научными терминами, объясним:

Саморегулирование — это процесс регулирования какой-то сферы
деятельности самими участниками этих отношений, при этом чётко определяется
граница вмешательства государства. В Законе РФ N 315-Ф3 «О саморегулируемых
организациях» дается следующее определение:

«Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая
организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и
объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства
отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов
профессиональной деятельности определенного вида».

Европа и США уже давно познали преимущества
саморегулирования. Практически каждый вид деятельности, каждая сфера деловых
отношений в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования.
В России же переход к системе саморегулирования начался в сфере двух видов
профессиональной деятельности: арбитражных управляющих и оценочной
деятельности. Именно здесь уже несколько лет процесс лицензирования заменён
обязательным участием в СРО.

Строительная отрасль перешла к системе саморегулрования с 1
января 2010 года. Согласно Федеральному закону № 148 — ФЗ «О внесении изменений
в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» от 22.07.08 г., для законного ведения работ,
связанных со строительством, проектированием и изысканием необходимо вступить в
СРО и получить допуск к работам, влияющим на безопасность объектов капитального
строительства. Такой допуск может быть получен в любой зарегистрированной в
Ростехнадзоре СРО и действует на всей территории России, не имея срока
действия, что является огромным плюсом.

По закону
в строительной сфере действует 3 вида СРО:

  • саморегулируемые организации строителей;
  • саморегулируемые организации проектировщиков;
  • саморегулируемые организации инженерных изыскателей. 

Организационно-правовой формой СРО может быть только
некоммерческое партнерство. Это значит, что СРО не имеет право осуществлять
финансово-хозяйственные операции, связанные с получением прибыли.

Как и любая организация, СРО подлежит государственной
регистрации, у нее должен быть утвержден Устав и сформированы органы
управления, высшим из которых является Общее собрание членов.

И, самое главное, саморегулируемым организациям (СРО)
предоставляется самостоятельность в отношении разработки и внедрения
нормативов, правил и решений, которые не будут противоречить законодательству,
регулирующему сферу строительной деятельности.

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и устанавливает требования к членству
    субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в
    саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в
    саморегулируемую организацию;
  • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные
    настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой
    организации, в отношении своих членов;
  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих
    между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями
    произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг),
    иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании
    информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов
    в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным
    документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой
    организации;
  • представляет интересы членов саморегулируемой организации в
    их отношениях с органами государственной власти и органами местного
    самоуправления;
  • организует профессиональное обучение, аттестацию работников
    членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами
    саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено
    федеральными законами;
  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих
    членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном
    настоящими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой
    организации.

Вступая в СРО, новый член, в первую очередь, должен оплатить
взнос в компенсационный фонд. По всем видам деятельности, в отношении которых
действует система саморегулирования, законодательно установлены размеры, порядок
оплаты взносов и требования к организациям и индивидуальным предпринимателям,
желающим стать членом СРО.

Так, например, для
строительной компании
размер взноса в компенсационный фонд фиксирован и
прописан в законодательстве РФ (№ 148 —  ФЗ), он составляет 300 000 рублей при наличии страхования гражданской
ответственности.

Для компании,
занимающейся проектированием
, взнос в компенсационный фонд при наличии
страховки определен в размере 150 000 рублей.

Помимо взноса в компенсационный фонд также существуют
вступительный и ежегодные членские взносы, размеры которых каждая СРО
определяет самостоятельно и индивидуально, в зависимости от особенностей её
компаний-членов. В связи с этим, можно условно выделить региональные СРО, СРО
для малого бизнеса, СРО, объединяющие крупные компании, или имеющие строгую
отраслевую направленность и т. д. и т. п.  

Основные функции СРО:
  • СРО разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, в том числе требования по вступлению;
  • применяет в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и своими внутренними документами;
  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между своими членами, а также между ними и потребителями их товаров (работ, услуг);
  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой в форме отчетов в порядке, установленном уставом СРО или иным документом, утвержденным решением общего собрания;
  • представляет интересы членов СРО в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • организует профессиональное обучение, аттестацию специалистов, работающих у членов СРО или сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящими Федеральными законами и своими внутренними документами.    
СРО необходима для:  
  • выдачи членам СРО свидетельства о допуске к осуществлению строительной деятельности;
  • защиты экономических, профессиональных и социальных интересов членов СРО в законодательных и исполнительных органах власти и управления, судебных инстанциях, в органах местного самоуправления, в общественных объединениях, а также перед третьими лицами и гражданами;
  • обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями работ (товаров и услуг) и иными третьими лицами посредством требования о страховании и формированием компенсационного фонда;
  • разработки и утверждения правил и стандартов предпринимательской деятельности, включая оценку и подтверждение соответствия производимых товаров (работ, услуг);
  • создания специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований законодательства Российской Федерации, правил и стандартов предпринимательской деятельности, а также рассмотрения дел о применении к своим членам мер ответственности;
  • содействия в профессиональной аттестации, подготовке, повышении квалификации и обеспечении профессионального роста специалистов, работающих у членов СРО;
  • содействия в оказании помощи и поддержки гражданам, органам государственной власти, управления, организациям и специалистам в вопросах, связанным с обеспечением безопасности и надежности зданий и сооружений;
  • содействия в создании условий для самоорганизации и саморегулирования профессиональной деятельности членов СРО, включая разработку и внедрение в отечественную практику стандартов профессиональной этики;
  • содействия в разработке, внедрении и соблюдении членами СРОС стандартов качества производимых работ и оказываемых услуг с целью снижения рисков техногенных и иных катастроф на всех этапах строительства для повышения надежности и безопасности строительных объектов.
Документы, законы регламентирующие деятельность СРО:  
— Конституция Российской Федерации;
 
— Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ и от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ;
— Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в редакции Федеральных законов от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ и от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 148 „о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ“»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»;

— Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

— Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 февраля 2009 г. № 57 «Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».