Как обеспечить профессионализм сотрудников строительной отрасли?

В строительной отрасли вопросы  образования и квалификации специалистов
напрямую связаны с качеством строительства. Именно поэтому немалое внимание в
работе саморегулируемых организаций уделяется сфере повышения квалификации и
аттестации.

Активно реализуют инициативы в этой области Национальные
объединения изыскателей, проектировщиков и строителей, проводя работу сразу по
нескольким направлениям. Национальные объединения составляют типовые программы
повышения квалификации, рекомендованные к применению в учебных учреждениях.

А. Гинзбург, проф., д.т.н., заместитель руководителя
Комплекса развития системы ДПО МГСУ ФГБОУ ВПО “Московский государственный
строительный университет” (МГСУ) считает: «НОСТРОЙ проводит значительную работу
по построению систем повышения квалификации и аттестации в строительстве. Не
всегда можно согласиться с выбранными подходами и методами, однако, нельзя
отрицать существенный вклад объединения в улучшение общей ситуации».

Однако все усилия, направленные на повышение
профессионального уровня специалистов, могут потерять большую часть своей
эффективности из-за отдельных недоработок, которые до сих пор существуют в
законодательстве.

Градостроительный кодекс устанавливает минимально
необходимые требования к кадровому составу организации – заявителя на получение
свидетельства о допуске к работам, а также к периодичности повышения
квалификации сотрудников организации. В результате саморегулируемая организация
вправе контролировать наличие и квалификационный уровень только тех сотрудников
компаний, которых организации обязаны указывать в заявке на получение
свидетельства о допуске к работам.

Тем временем, в организации, получившей допуск к работам в
соответствии с установленными процедурами, может работать практически любое
количество лиц, привлекаемых к работам и не указанных в заявке. Однако
саморегулируемая организация, выдавшая компании свидетельство о допуске, не
имеет возможностей для контроля за уровнем их квалификации. Получается, что
действующие нормативно-правовые акты предусматривают крайне выборочный контроль
профессионализма сотрудников строительных, проектных и изыскательских
организаций. Как следствие, даже при строгом соблюдении всех норм по повышению
квалификации и аттестации той части сотрудников, что указаны в заявке, проблема
никогда не будет решена в целом, поскольку всегда будет существовать «нижняя
часть айсберга» – сотрудники, не указанные в заявке и остающиеся  в тени.

Один из вариантов решения проблемы – распространение
контроля саморегулируемых организаций на всех сотрудников компаний – членов
СРО. Сейчас большая их часть находится вне поля зрения саморегулируемых организаций. Вместе с тем, все члены
СРО, так или иначе, несут коллективную ответственность за последствия работы
этих специалистов, обеспечиваемую договором коллективного страхования и
средствами компенсационного фонда. Закрепить это право можно путем внесения в Градостроительный кодекс поправок,
предусматривающих возможность контроля со стороны саморегулируемых организаций
за уровнем квалификации всех без исключения сотрудников, имеющих профильные
специальности.

По мнению К. Холопика, первого заместителя Руководителя
Аппарата НОСТРОЙ, система повышения квалификации в строительстве не стала
гарантированным источником распространения новых знаний. Значительная доля
документов о повышении квалификации исполняет роль формального подтверждения
выполнения требований закона, но не подтверждают наличие знаний. Система
повышения квалификации строителей лишь в малой степени ориентирована на
достижение основной цели саморегулирования – обеспечение безопасности
строительства. Ни одна из моделей аттестации, существовавших на дату вступления
в силу норм федерального закона об обязательности аттестации строителей, не
соответствует основной цели саморегулирования – обеспечению безопасности
строительства.

Он полагает, что эту проблему можно решить посредством
повышения ответственности строительных организаций за некачественное выполнение
строительных работ. Это должно мотивировать их к приобретению новых знаний в
сфере обеспечения безопасности и качества строительства. Также повышения
мотивации образовательных организаций к росту качества образовательных программ
можно достичь через систему саморегулирования. Еще он предлагает внедрить
модель Единой системы аттестации, разработанной Национальным объединением
строителей.

Холопик: Считаю, что в перспективе необходимо ввести
обязательность аттестации для всех работников, которые выполняют работы,
оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.