В настоящее время Перечень этих видов работ утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2012 г. № 624 (далее — Приказ, Перечень). Однако действующий Приказ не учитывает последние изменения законодательства и содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, а также положения, вводящие избыточные административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.
Рассмотрим подробнее положения Приказа, которые необходимо менять.
1. Появление знаков «*» (далее – Астериск), которыми отмечены отдельные виды работ в Перечне, не достигло поставленных целей, а только вводит в заблуждение потребителей строительных работ.
Астериском отмечены виды и группы видов работ, требующие получения свидетельства о допуске только в случае выполнения таких работ на опасных и особо сложных объектах. Одной из основных целей введения Астериска было предоставление возможности субъектам малого бизнеса выполнять отдельные виды строительных работ без каких-либо дополнительных документов и разрешений, в том числе свидетельства о допуске.
Однако цели, которые ставились органами государственной власти при включении в Перечень знаков, полностью не достигнуты.Введение знаков привело только к ограничению конкуренции в строительстве. Для подавляющего количества строительных организаций работы, отмеченные Астериском, являются сопутствующими к работам, в отношении которых свидетельство о допуске получено.
Виды работ, отмеченные Астериском (1/6 часть от общего количества видов работ раздела III Перечня),по сути, никем не контролируются. Между тем анализ аварий, произошедших в строительстве, с момента введения в действие приказа Минрегиона России № 624, показал, что около 30% всех несчастных случаев при строительстве происходит именно при выполнении этих видов работ, при общем снижении качества их выполнения.
Бесконтрольность и безнадзорность за деятельностью организаций, выполняющих работы, отмеченные Астериском, снизила у большинства таких компаний заинтересованность в наличии квалифицированных кадров, стремление к совершенствованию и освоению новых технологий. Основная их задача — минимизация затрат при осуществлении работ.
Кроме того, сложилась парадоксальная ситуация, когда при законодательной правомочности привлечения к выполнению видов работ, отмеченных в Перечне Астериском, организаций без разрешительных документов, заказчик требует наличия свидетельства. Более того, нередко наличие свидетельства является даже условием участия в государственных и муниципальных торгах. При этом заказчика не интересует, кем выдано свидетельство. На данном этапе развития рынка заказчик нередко не видит разницы между хорошо оснащенной компанией с квалифицированным персоналом и «вольными бригадами».
Вышесказанное касается, в том числе, лиц, осуществляющих малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство.
Это привело к тому, что на строительном рынке активно стали создаваться саморегулируемые организации с добровольным членством, выдающие свидетельства о допуске, аналогичные свидетельствам, выдаваемым в силу требований ГрадКодекса. Наименование работ в таких свидетельствах в точности совпадает по написанию с видами работ Приказа № 624.
Только в строительной сфере создано более 20 саморегулируемых организаций с добровольным членством, объединяющих в себя около 3000 строительных фирм. На торгах члены таких организаций снижают цену контракта до непозволительно низких размеров и при этом не несут ответственности за низкое качество выполненных работ.
Примером здесь может служить обращение прокурора Московского района г. Калининграда в суд по вопросу неправомерной деятельности Некоммерческого партнерства «Департамент развития и защиты малого и среднего бизнеса в области пожарной безопасности». Решением Московского районного суда г. Калининграда от 5сентября 2012 г. этому некоммерческому партнерству запрещено выдавать свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ.
На практике имеют место и иные подобные случаи.
2. Введение Астерисков в Перечне привело к ограничению конкуренции в строительстве.
Организации, получившие свидетельства о допуске в силу закона, вынуждены нести финансовую нагрузку гораздо выше, чем организации, выполняющие работы без каких-либо разрешительных документов и документов, подтверждающих квалификацию работников, ответственных за выполнение строительных работ. Примером могут служить работы по устройству кровель и фасадов, отмеченные в Перечне Астериском.
Крыши и фасады являются важными конструктивными элементами здания или сооружения, обеспечивающие его долговечность и безопасность, поэтому проектировать и выполнять такие работы должны компании, обладающие не только необходимым оборудованием, знаниями, но и квалифицированным персоналом. Это особенно актуально в связи с событиями последних лет, когда обрушения крыш и неправильно выполненные фасадные работы, в том числе работы по устройству навесных фасадов, становились причиной гибели людей и существенных финансовых потерь.
Это побудило компании профессионалов малого и среднего бизнеса, специализирующихся на проектировании и устройстве крыш и фасадов, на производстве материалов, объединяться в Союзы и Ассоциации.
Главная цель — объединить усилия активных участников профильного направления рынка для выработки и ввода в действие технических и организационных нормативных документов, обеспечивающих современные и понятные условия конкуренции и повышающих качество и безопасность зданий и сооружений.
По мнению представителей Ассоциаций и Союзов, отмена Астерисков в Перечне будет стимулировать представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих работы на всех объектах, кроме объектов малоэтажного строительства, к развитию применения новых материалов и технологий в строительстве, а также создаст реальное преимущество в конкурентной борьбе с недобросовестными подрядчиками.
Отсутствие единых требований к предпринимателям одной отрасли, выполняющим одинаковые виды работ, но при этом несущим различные организационные затраты и затраты на обеспечение коллективной ответственности, говорит о нарушении нормы части 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации, декларирующей равенство всех перед законом и судом.
Кроме того, при выполнении видов работ, входящих в группу видов работ «№ 13. Устройство кровли», обозначенных Астериском, добросовестные компании получают свидетельство к виду работ «№ 12.9.Гидроизоляция строительных конструкций». Данный вид работ, наряду с теплоизоляцией, в соответствии с правилами выполнения работ относится к скрытым видам работ и оформляется актом при приемке кровельных работ.
Складывается парадоксальная ситуация, когда законодательство не требует получения свидетельства о допуске на кровельные работы, однако фактически выполнять весь комплекс таких работ без свидетельства невозможно.
Это приводит к тому, что недобросовестные заказчики при заключении договора указывают лишь один вид работ — «Устройство кровли», хотя по факту выполняется комплекс работ, в том числе работы, требующие получение свидетельства о допуске.
Аналогичное положение складывается и при выполнении фасадных работ. Кроме того, специализированные организации, выполняющие фасадные работы, несут затраты на разработку новых технологий и материалов для выполнения фасадных работ, которые потом используются недобросовестными организациями без соответствующих прав на это.
Таким образом, Астериски создали условия к недобросовестной конкуренции и нарушению законодательства о градостроительной деятельности.
ПРЕДЛАГАЕМ исключить из Перечня знаки Астериск полностью.
Кроме того, предлагаем сформулировать виды работ, исходя из направления деятельности строительных компаний: «Устройство фасадных систем теплоизоляции и облицовка фасадов зданий:
1. Устройство навесных фасадных систем с воздушным зазором;
2. Устройство навесных светопрозрачных фасадных систем, светопрозрачных зенитных фонарей и атриумов;
3. Устройство фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями;
4. Облицовка фасадов зданий натуральным и искусственным камнем».
Формируя таким образом группу, мы, во-первых, выделяем работы, оказывающие влияние на безопасность зданий и сооружений, —это устройство светопрозрачных фасадных систем, в том числе зенитные фонари и атриумы.
Во-вторых, даем право строительной компании получить свидетельство о допуске только к тем видам работ, которые она выполняет и имеет для выполнения таких работ квалифицированный персонал.
В-третьих, даем возможность получить свидетельство о допуске к одному виду работ Перечня, в состав которого включен комплекс технологически связанных работ, выполняемых одной строительной компанией.
Анна СОРОКОУМОВА — главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей