В АСИ обсудили подходы к созданию центров сертификации квалификаций

31 мая 2012 года в Агентстве стратегических
инициатив состоялось расширенное заседание рабочей группы «Развитие молодых
профессиональных кадров» экспертного совета АСИ. Тема заседания: формирование
подходов к оценке проектов по созданию центров сертификации квалификаций.

Модератором дискуссии выступил руководитель
рабочей группы экспертного совета АСИ, вице-президент Фонда развития центра
разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково) Станислав
Наумов.

Директор направления «Молодые профессионалы»
Дмитрий Песков предложил участникам рассмотреть не только саму систему оценки
компетенций и квалификаций, но и те задачи, которые она решает в процессе
построения инновационной экономики: «Существующий подход к решению кадровых
проблем гораздо более сложный, чем, кажется. Предлагаю через призму
сертификации посмотреть более широко, чтобы экспертная группа могла выработать
подходы, а именно: какие проекты и при каких условиях нужно поддерживать».

Президентом России озвучена задача: к 2020 году
создать 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. До 1 сентября 2012 года
планируется принять закон о разработке и утверждении профессиональных
стандартов, а с июня 2012 года в рамках Национальной предпринимательской
инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (НПИ) в
АСИ начинается разработка дорожной карты национальной системы компетенций и
квалификаций (НСКК).

«В июне месяце в рамках НПИ будет сформирована
рабочая группа по реализации НСКК, куда на равных правах будут входить представители
ТПП РФ, РСПП, Деловой России, Опоры России и ФОИВов. НСКК — это коммуникативный
механизм, где обсуждаются пилоты (кейсы формирования компетенций и
квалификаций, сертификация квалификаций и профессиональные стандарты). Вкаком-то смысле, НСКК — это более простой путь поддержки проектов, в рамках
АСИ. Здесь мы выдвигаем лишь два условия: проекты должны быть связанны с
производством и должны быть нацелены на выпуск конкурентоспособной продукции»,
— пояснил Дмитрий Песков.

Заместитель директора Департамента бюджетной
политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Михаил Алашкевич
высказал предположение, что тема сертификации квалификаций интересует пока в
основном представителей органов государственной власти: «Мы забыли о том, кто
же заказчик сертификации квалификаций, пока складывается понимание, что
государство. Очевидно, что нужно еще раз посмотреть на роль государства в этом
процессе, и мне видится, что нужно ориентироваться на позицию бизнеса. Роль же
государства должна сводиться к нормативно-правовой поддержке наиболее
эффективных инициатив бизнеса. У нас существует такое определение — реестр
расходных обязательств, и в нём полномочий по поводу определения
профессиональных стандартов у государства нет, контролировать систему сертификации
должны профессиональные сообщества, независимо. Когда мы начали разбираться в
расходных обязательствах, то пришли к пониманию, что государство сегодня берёт
на себя избыточные обязательства. В качестве рекомендации, может быть в рамках
рабочей группы при АСИ, предлагаю изучить следующие вопросы: Насколько эта тема
актуальна для работодателей? Кто со стороны государства должен быть вовлечен в
этот процесс и нормативно поддерживать эту тему — Минтруда России, Минобрнауки
России? Что касается классификаторов, то Россия должна привести в соответствие
с мировой практикой все существующие классификаторы, в том числе и в
образовании и занятости. Их в России много, они все разные и зачастую не
стыкуются между собой».

Заместитель руководителя исполнительного комитета
«Деловой России» Лола Кабилова согласилась с тем, что в вопросах сертификации и
стандартизации квалификаций нужно ориентироваться, прежде всего, на позицию
бизнеса, так как именно он является основным потребителем услуг системы
образования.

Заместитель директора департамента развития
профессионального образования Минобрнауки России Алла Коломенская, в свою
очередь, считает, что роль государства в создании систем оценки знаний человека
нельзя приуменьшать. Сертификация квалификаций для Минобрнауки России —  это
выход на новый этап оценки трудового потенциала страны, где оценка должна
осуществляться централизованно. Для централизации должна быть создана
нормативно-правовая база, ее предпосылки уже заложены в ФЦП «Развитие
образования 2011—2015» через оценку качества образования — это ФГОС и
профессиональные стандарты. Алла Коломенская также отметила, что сегодня
Министерство труда и социального развития Российской Федерации (до мая 2012
года — Минздравсоцразвития России) в качестве аналога профессионального
стандарта предлагает использовать квалификационные характеристики (ЕСТК и КС),
однако, по ее мнению, значение и содержание профстандарта является более
широким, чем квалификационная характеристика. Ключевой задачей на ближайшие 5
лет Минобрнауки России считает нормирование трудовых функций во всех отраслях.

Однако, по мнению представителя Агентства
промышленной информации Кирилла Зендрикова, если сертификацию и
профессиональные стандарты закрепить на законодательном уровне, «существует
риск потерять отраслевую и корпоративную специфику в вопросах обеспечения
бизнеса кадрами».

Лидер инициативы НСКК Олег Гринько в своем
выступлении подчеркнул, что важно удерживать стратегический уровень при
реализации отдельных проектов, связанных с сертификацией и профстандартами: «В
сегодняшних проектах в области компетенций и квалификаций нет связки с
конкретным производством и выпуском конкурентоспособного продукта. НСКК —  это
коммуникативная среда, состоящая из трех ключевых взаимоувязанных объектов:
государство, бизнес и человек, обеспечивающая выпуск конкурентоспособного
продукта и „договороспособность“. На данной площадке ни один из субъектов
(государственный служащий, предприниматель, гражданин) не должен быть
дискриминирован».

Он предложил создать исчерпывающий перечень
вопросов для формирования системы сертификации и профстандартов: «Я составил
первые пять, надеюсь, вы предложите свои: Кто заказчик? Кто платит? Кто и как
использует? Кто продает? Что получает взамен?»

«В реализации инициативы НСКК мы ориентируемся на
2030 год (Проект „Форсайт Компетенций 2030“ поддержан АСИ)», — пояснил Олег
Гринько, — «Сейчас определяем протоколы беспрепятственного взаимодействия
объектов на площадке, в том числе и вопросы интеллектуальной собственности и
конечно проектный подход.

Роль государства в НСКК мы видим в создании
площадки для „сообществ практик“, в которой государство не участвует,
обеспечивает максимальную сверхпроводимость людей и идей, упрощает процедуры
перепроверки выпускников ВУЗов, ограничивает „местечковые“ сертификаций
квалификаций (ориентация на лучший международный опыт). Давайте попробуем
говорить не о своём частном бизнесе, а проектах стратегического характера. Для
нас важно создать такую систему (НСКК), где человек сам проходит оценку,
предприятие учит человека, предприятие создаёт продукты с ВУЗами, продукция
продается. НСКК — это площадка с равными возможностями. Мы сегодня создаем два
„сообщества практик“, это материаловедение — инжиниринг — промдизайн (МИП), а
второе — превентивная медицина, куда я приглашаю всех желающих».

Лидер проекта «Форсайт Компетенций 2030» Павел
Лукша подчеркнул, что при создании любой системы необходимо ориентироваться на
вопрос: «Какие задачи этой системой решаются?»: «НСКК —  это
конкурентоспособность и изменение структуры экономики, поддержание всего
жизнеспособного и конкурентоспособного в стране и обеспечение этому максимально
благоприятных условий. В сертификации и стандартизации я вижу угрозу
консервации существующего положения дел, бизнесу нужны сегодня компетенции для
решения его задач, и только потом — квалификации. Все это мы сегодня видим в
реализации проекта „Форсайт Компетенций 2030“».

Обобщив высказывания всех участников дискуссии о
целях создания центров сертификации квалификаций, Станислав Наумов заявил: «В
работе по реализации инициативы НСКК важно установить нормальное информационное
взаимодействие с ФОИВами, чтобы избежать дублирования. Уровень понимания „для
чего?“ должен быть таким: заказчик — бизнес, в центре должен стоять человек,
человек труда, и задача АСИ — капитализировать его стоимость на рынке, за счет
его постоянной оценки. Пока у нас в стране недооценён человеческий капитал, это
место будет не привлекательным для профессионалов. Может быть нам стоит
пересмотреть подходы к пенсионному законодательству, где уровень выплат мог бы
зависеть не от стажа, а от уровня профессионализма человека и его траекторий в
течение его трудовой жизни. Все это мы внесём в протокол заседания и будем
выходить с этим видением на наблюдательный совет АСИ. Проекты по сертификации,
поступившие к нам, мы отправляем на комплексную экспертизу АСИ».

 

По информации Агентства стратегических инициатив