В ТПП РФ усомнились, что существующая модель законодательства по саморегулированию эффективна

12 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось
заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности.
Участники обсудили наиболее актуальные и острые вопросы саморегулирования, в
частности, законодательные инициативы в области саморегулирования и рассмотрели
проблемы, мешающие развитию саморегулирования в России.
В заседании приняли участие представители строителей, проектировщиков,
изыскателей, оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих, транспортников и
других отраслей.

Ведущими мероприятия выступили сопредседатели Совета: вице-президент ТПП РФ
Александр Захаров и вице-президент РГР Константин Апрелев.
Главный специалист по методологии саморегулирования Департамента нормативного
обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей
Роман Ковнер рассказал о проекте федерального закона № 126184—5 «О внесении
изменений в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
По его словам, первый законопроект, предполагающий установление приоритета
общего законодательства над отраслевым, уже вызвал полярные оценки экспертного
сообщества. Ряд экспертов полагает, что он внесёт разлад в сложившуюся в России
систему саморегулирования.

Константин Апрелев предложил разработать поправки в новый законопроект до 18
апреля этого года.
В ходе обсуждения члены Совета отметили, что предлагаемый законопроект жёстко
ограничивает права СРО и при вступлении в силу может стать серьезной преградой
для создания новых и деятельности уже существующих саморегулируемых
организаций.

По мнению участников заседания, закон о СРО при разнообразии моделей СРО может
быть только рамочным. Фактически новый законопроект уравнивает неравные
финансовые, организационные и другие возможности СРО таких разных отраслей, как,
например, строительство и институт патентных поверенных.
Члены Совета выразили недоумение в необходимости повышения взносов в
компенсационный фонд СРО, которое намечается в соответствии с новым
законопроектом.

Было высказано предложение, что механизмы присвоения статуса саморегулируемой
организации и лишения его, смены её руководителя и дирекции нуждаются в более
скрупулёзной проработке, поскольку эти процедуры из-за расплывчивостипрописанных в законе норм при всей очевидности недобросовестности саморегулируемой
организации растягиваются на месяцы.

Был поднят вопрос и отсутствия стандартов работы СРО в тексте закона, который
делает абсолютно неэффективным контроль за деятельностью саморегулируемой
организации, которая в настоящее время может без последствий не исполнять
большинства функций, возложенных на нее законом.

Обсуждая пути дальнейшего совершенствования 315-ФЗ, члены Совета внесли
предложения, в том числе, по резкому сокращению взносов малых организаций в
компенсационный фонд СРО, дифференциации регулярных взносов организаций в
зависимости от размеров и их финансовых возможностей, более четкой
регламентации исключения организации из СРО и возможности восстановления её
членства в СРО через суд.

Александр Захаров предложил оформить замечания к законопроекту о СРО в виде
конкретных поправок от отраслевых профессиональных сообществ, а также
обеспечить публичность работы Совета за счет публикаций материалов об
инициативах Совета на интернет-ресурсах членов Совета с целью их широкого
общественного обсуждения. Эти предложения было единогласно поддержано членами
Совета.

По мнению участников заседания, требуется обширное обсуждение прав национальных
объединений СРО, так как излишняя регламентация деятельности саморегулируемых
организаций и их национальных объединений может отбросить естественные
эволюционные процессы саморегулирования в стране назад.
К основным проблемам, мешающими развитию саморегулирования, члены Совета
отнесли:

— наличие недобросовестных саморегулируемых организаций и отсутствие эффективных
механизмов воздействия на такие саморегулируемые организации;
— недостаточная информационная открытость саморегулируемых организаций;
— отсутствие эффективных законодательных мер по защите и сохранности
компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
— отсутствие единых стандартов и процедур для системы подтверждения
квалификации членов саморегулируемых организаций и их специалистов, а также
работников саморегулируемых организаций;
— излишне высокая компетенция исполнительных органов саморегулируемых
организаций при недостаточной компетенции коллегиальных органов управления;
— отсутствие законодательного определения роли Национальных объединений
саморегулируемых организаций;
— отсутствие взаимодействия между системами саморегулирования различных
отраслей;
— относительная простота приобретения статуса саморегулируемой организации, что
позволяет появляться недееспособным и «недобросовестным» СРО.
На решение этих проблем и будет нацелена работа Совета в ближайшей перспективе,
что нашло отражение в утвержденном Плане работы на 2012 год.
Совет принял решение о необходимости формирования консолидированной позиции к
Парламентским слушаниям «Законодательное обеспечение саморегулирования в
России: опыт и перспективы развития», которые состоятся 17 мая 2012 года.
По общему мнению участников дискуссии, существующая модель законодательства по
саморегулированию и предлагаемые поправки к Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не позволяют эффективно развивать систему
саморегулирования, необходимы существенные законодательные коррективы по ее
совершенствованию.